Интерес к этой картине подогревали уже давным-давно и постоянно, показывая интервью сСергеем Лукьяненко, демонстрируя на каком-нибудь конвенте усеченный вариант картины, подготавливая репортажи со съемочной площадки, с предпремьерного показа и прочее, прочее. Зрители пошли бы на нее просто для того, чтобы узнать - получилось ли что-то столь же культовое, как «Ночной дозор», который почти 15 лет назад буквально вдохнул жизнь в нашу, тогда находящуюся в коме, кинопромышленность.
Пересказывать содержание фильма не буду, нет в этом никакого смысла, как мало смысла и в том, что происходит на экране. Книгу Сергея Лукьяненко я читал, но очень давно, содержание уже стерлось из моей памяти, остались лишь какие-то фрагменты, но мне кажется, что фильм и книга сильно различаются, ведь не могла книга быть такой вторичной. Читал я ее с интересом и у меня не сложилось впечатление, что это набор каких-то эпизодов, причем все эти двери, открывающиеся в другие миры, были сотни и сотни раз описаны в той же американской литературе. Ситуация с таможней напоминала «Пересадочную станцию» Саймака, опубликованную в 1962 году, а все эти картины разной Москвы, конечно, были интересны, но нарисовали их так небрежно, так примитивно, будто сейчас конец 90-х, когда мощности компьютеров, на которых рисовали графику, были во много раз слабее, чем у нынешних. Реактивные матрешки – это кич, рассчитанный на очень непривередливого зрителя, которому нравится смотреть юмористические программы уровня тех, что показывают на канале Россия 1. Возможно, они были еще рассчитаны на иностранного зрителя, но тогда надо было включить в фильм и прочий набор стереотипов в виде икры, водки и медведей. На зарубежных зрителей, видимо, рассчитан и тот мир, что взят из книг Замятина, Оруэлла и их последователей, но вот когда ГГ и тамошняя таможенница скрещивают своё оружие, забавнее было бы, чтобы в руках у ГГ оказался серп, а не ножичек. Кто посмотрит фильм и увидит этот эпизод, поймет, о чем я говорю.
Так же безлико мелькает на экране и главная героиня в исполнении Ольги Боровской.
Сергей Лукьяненко как-то написал, что, наверное, неплохо было бы в конце картины на титрах запустить какой-нибудь рэп, в котором пояснялось все, что происходило в фильме, как это было в дозоре и он даже написал такое стихотворение. Но одна и та же задумка дважды не стрельнет. Не важно, какая там музыка в конце «Черновика» звучит. Его не спасти.
Фильм «Черновик» не очень поспособствует продажам книги «Черновик», хотя ее, накануне премьеры и допечатали с кинообложкой тиражом, по нынешним мерками очень приличным – 17 000 экземпляров. И на всякий случай тоже с якобы кинообложкой выпустили продолжение - «Чистовик», тиражом поскромнее. Мне кажется, что ждать фильм «Чистовик» не стоит. Продюсеры должны смекнуть, что получится так же, как и с «Обитаемым островом», когда зрители, посмотрев первую часть, на вторую попросту не пошли. Да и это, конечно, не те тиражи, которые были после «Ночного дозора». Какое-то время каждый дозор за год распродавался миллионным тиражом. Сергей Лукьяненко этой книгой, вернее за счет этого фильма, обеспечил себе будущее, вышел среди отечественных писателей-фантастов на первое место, стал известен за границей и использует ту потускневшую славу до сих пор. Он изредка пишет очередной дозор, потому что это безпроигрышный вариант и даже запустил межавторскую серию по этому миру, а кинопродюсеры обращаются к нему с предложением поставить по той или иной книге фильм или сериал. На прошлой неделе он подписал контракт на экранизацию «Квази».
Впрочем, вся эта ситуация лишний раз демонстрирует глубочайший кризис в кинопромышленности, как в отечественной, так и в той, что нам поставляет основную жвачку для глаз, то есть в американской. Вроде и снимают много, но смотреть нечего. Вывод: вместо того, чтобы зря тратить время в кинотеатре - лучше уж книжку почитать или на какую-нибудь выставку сходить.
Кинопремьеры мая: будет жарко!
Новости российского кино: фильмы о спорте
Роскон 2018: счастье быть фантастом